Impaler (v_impaler) wrote,
Impaler
v_impaler

Звук как искусство

Оригинал взят у v_impaler в Звук как искусство
soundart_4589

В Доме учёных сегодня была лекция Андрея Смирнова. Нет, конечно, не того, что гитарист UDO/Everlost. Этот Смирнов - специалист по абсолютно другой музыке. Он - сотрудник Московской консерватории, руководитель Термен-центра. Рассказывал он о музыке, которую называют электроакустической, или, в английской терминологии, sound art - искусством звука.

Лекция растянулась на два с половиной часа, и, кажется, Андрей мог бы рассказывать, заводить примеры и отвечать на вопросы еще столько же, хотя публики пришло человек 10 от силы. Но, видимо, самых заинтересованных. Разговор в основном шёл про историю жанра, самым интересным был рассказ о дореволюционных и раннесоветских композиторах и энтузиастах звука. Особо поразила история Арсения Авраамова - "композитора, авантюриста, журналиста, революционера, циркача-акробата..." В 1922-23 годах он поставил в Баку и Москве "Гудковую симфонию" - она исполнялась в пространстве всего города с помощью паровозных гудков, артиллерийских орудий, самолётов, мобильных рабочих хоров и мелкого стрелкового оружия, а царил над этим сам автор, дирижируя сигнальными флагами. Дальше - история итальянцев, делавших какие-то дикие шумовые инструменты с названиями типа "улюлятор", попытки синтезировать звук, рисуя волны тушью, звуковые петли с помощью нескольких записываемых с микрофона пластинок, допотопный "синтезатор", звуки которого рассчитывались с помощью счёт и арифмометра, и всё прочее - дикое и, наверное, оставшееся как артефакт истории... зато теперь у человечества есть синтезатор Moog и компьютерные средства обработки звука.

soundart_4611

"Если звук нельзя заменить другим - это электроакустика", - так Смирнов определил жанр sound art. То есть звучание играет определяющую роль, и музыку нельзя представить "сыгранной" на других "инструментах". Второй интересный момент - то, что здесь темой произведения является характер звука. Саунд может меняться, развиваться, возвращаться к исходному... Пример - трек, где журчание воды постепенно перерастает в звон колокольчиков стада овец, затем возвращается обратно, рассыпается на отдельные капли... Вот вам и произведение искусства, хотя можно спорить, является ли оно музыкой. А чтобы им проникнуться, надо отрешиться от поиска мелодий и полностью погрузиться в звуковое пространство.
Еще было интересно узнать, что в свое время существовало жесткое деление между musique concrete (использованием звуков и шумов естественного происхождения) и "сериальной" электронной музыкой, где всё задано параметрически, и как компьютер примирил и объединил эти два течения.

soundart_4622

Много было слов про разных подвижников жанра, изобретателей, композиторов, "технарей" - в основном про зарубежных, немного про советских (хотя было бы интересно узнать больше). Как сказал, грустно улыбнувшись, Смирнов, в последние годы он не видит новых больших фигур в электроакустической музыке - те, кто двигал жанр в прошлом, уходят из жизни, лейблы практически исчезли, и такая музыка стала "фольклором" - в том смысле, что средства стали доступны каждому, и в потоке любительского творчества стало невозможно ориентироваться. Во всяком случае, я так понял его мысль. Переспрашивать сил уже просто не было...

Владимир МИЛОВИДОВ
Фото автора.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments