Impaler (v_impaler) wrote,
Impaler
v_impaler

Звук как искусство

Оригинал взят у v_impaler в Звук как искусство
soundart_4589

В Доме учёных сегодня была лекция Андрея Смирнова. Нет, конечно, не того, что гитарист UDO/Everlost. Этот Смирнов - специалист по абсолютно другой музыке. Он - сотрудник Московской консерватории, руководитель Термен-центра. Рассказывал он о музыке, которую называют электроакустической, или, в английской терминологии, sound art - искусством звука.

Лекция растянулась на два с половиной часа, и, кажется, Андрей мог бы рассказывать, заводить примеры и отвечать на вопросы еще столько же, хотя публики пришло человек 10 от силы. Но, видимо, самых заинтересованных. Разговор в основном шёл про историю жанра, самым интересным был рассказ о дореволюционных и раннесоветских композиторах и энтузиастах звука. Особо поразила история Арсения Авраамова - "композитора, авантюриста, журналиста, революционера, циркача-акробата..." В 1922-23 годах он поставил в Баку и Москве "Гудковую симфонию" - она исполнялась в пространстве всего города с помощью паровозных гудков, артиллерийских орудий, самолётов, мобильных рабочих хоров и мелкого стрелкового оружия, а царил над этим сам автор, дирижируя сигнальными флагами. Дальше - история итальянцев, делавших какие-то дикие шумовые инструменты с названиями типа "улюлятор", попытки синтезировать звук, рисуя волны тушью, звуковые петли с помощью нескольких записываемых с микрофона пластинок, допотопный "синтезатор", звуки которого рассчитывались с помощью счёт и арифмометра, и всё прочее - дикое и, наверное, оставшееся как артефакт истории... зато теперь у человечества есть синтезатор Moog и компьютерные средства обработки звука.

soundart_4611

"Если звук нельзя заменить другим - это электроакустика", - так Смирнов определил жанр sound art. То есть звучание играет определяющую роль, и музыку нельзя представить "сыгранной" на других "инструментах". Второй интересный момент - то, что здесь темой произведения является характер звука. Саунд может меняться, развиваться, возвращаться к исходному... Пример - трек, где журчание воды постепенно перерастает в звон колокольчиков стада овец, затем возвращается обратно, рассыпается на отдельные капли... Вот вам и произведение искусства, хотя можно спорить, является ли оно музыкой. А чтобы им проникнуться, надо отрешиться от поиска мелодий и полностью погрузиться в звуковое пространство.
Еще было интересно узнать, что в свое время существовало жесткое деление между musique concrete (использованием звуков и шумов естественного происхождения) и "сериальной" электронной музыкой, где всё задано параметрически, и как компьютер примирил и объединил эти два течения.

soundart_4622

Много было слов про разных подвижников жанра, изобретателей, композиторов, "технарей" - в основном про зарубежных, немного про советских (хотя было бы интересно узнать больше). Как сказал, грустно улыбнувшись, Смирнов, в последние годы он не видит новых больших фигур в электроакустической музыке - те, кто двигал жанр в прошлом, уходят из жизни, лейблы практически исчезли, и такая музыка стала "фольклором" - в том смысле, что средства стали доступны каждому, и в потоке любительского творчества стало невозможно ориентироваться. Во всяком случае, я так понял его мысль. Переспрашивать сил уже просто не было...

Владимир МИЛОВИДОВ
Фото автора.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments