Impaler (v_impaler) wrote,
Impaler
v_impaler

Category:

Depressive Fest: Оптимистическая депрессия

avatarium

Ну и я тоже поделюсь относительно свежим концертным отчетом. Пока новый сайт в процессе...

"Как вы фестиваль назовёте..." Четыре года назад в Москве стараниями агенства Delta Mekong Concerts появился Depressive Fest - шоу для тех, кто любит всё грустное, тяжелое и мрачное вне зависимости от жанровых определений. Тут и классический дум-метал, и модный пост-рок, и стоунер, и "оккультный рок", и всё, что за рамками. Задумка отличная, мне всегда импонировали фестивали, которые ищут свой формат не в стилях, а в каких-то более глубоких, на уровне интуиции, параметрах.

Да и состав в этом году собрался прекрасный, во главе с командой Лейфа Эдлинга Avatarium. А всего на этот раз в "Вольте" играли четыре команды, из них одна московская, с изящным названием Lucifer In The Sky With Diamonds. Правда, название пока - лучшее, что есть у группы. Играют они громкий, однообразный и бесхарактерный стоунер с редкими проблесками грува и мелодии. "Это наша новая вещь, - пробормотал вокалист в середине сета. - Она красивая!" И был прав - более яркая, эмоционально насыщенная, с интересным развитием композиция дает шанс, что из группы когда-нибудь вырастет что-то интересное.

Дальше первая из западных команд - Mars Red Sky, французы из Бордо, состав, который можно было бы назвать пауэр-трио, если бы в этом три было бы хоть немного "пауэра". На деле же у "марсиан" получается интересный, хотя и очень заунывный "атмосферный" психоделический стоунер-рок с высоким мужским вокалом, бесплотным и совсем не роковым, вдобавок на каком-то совершенно нераспознаваемом языке. Хочется провести параллели с их земляками Alcest, но у тех гораздо больше пост-рока. Под стать названию, световик включил в начале сета исключительно красные прожектора, отчего "Вольта" стала похожа на большую фотолабораторию. Красивее всего Mars Red Sky звучали, когда к пению подключался и басист группы - получалось прелестное двухголосие в сочетании с психоделическими гитарными партиями. Группа опытная, с двумя альбомами и контрактом с Listenable Records в активе, но очень уж на любителя. Любителя подремать в уголочке, в моем случае.

А вот когда на сцене появились финны Jess And The Ancient Ones, зал моментально ожил. В основном благодаря фронтвумен коллектива по имени Джесс - пухлой дамочке с прической каре и с макияжем а-ля Алла Пугачева 80-х, который делает ее особенно инфернальной. "Ведьма!" - крикнул кто-то из глубины зала, и в этом возгласе было исключительно восхищение. Джесс действительно "косила" под ведьму - резкими, дергаными движениями по сцене, выпученными глазами и вечно приоткрытым ртом. А когда она начала томно дышать в микрофон в начале одной из композиций, поневоле закралось сомнение - а точно ли это рок-концерт, а не эротическое шоу с подтанцовками... Хотя и как певица она очень даже неплоха - только, быть может, не хватает разнообразия, и звук перегружен, так что ей во всех вещах приходится срываться на крик. Но Джесс берет не красотой голоса, а буйной, почти панковской подачей. Под стать и остальные музыканты - два гитариста по кличкам Труп и Зверь, клавишник Авраам, играющий в основном тембрами хаммонда и церковного органа... было ощущение, что он в основном и движет музыкой - причудливой смесью семидесятнического "оккультного" рока, металла и... сёрфа. Для Финляндии - очень оригинальная мозаика! Часовой сет группы прошел нескучно, хотя показалось, что для большего успеха Jess And The Ancient Ones не хватает сильных песен, красивых вокальных и инструментальных партий - на одном крике и на эффектной внешности далеко не уедешь...

И долгожданный Avatarium. "Прекрасная публика, отличный фестиваль, только почему он так называется? Мы совсем не чувствуем депрессию! А вы?" - обратилась к публике певица Дженни-Энн Смит, красавица-блондинка-спортсменка с гитарой в руках. Публика согласна - какая там депрессия! Только краткий момент уныния - когда стало ясно, что основатель группы Лейф Эдлинг на фестиваль не приедет, да и вообще не может по состоянию здоровья участвовать в концертной жизни группы. Его заменил колоритный дядечка, седобородый и седовласый басист Андерс Иверс, известный по Tiamat. Да и остальные участники группы весьма звездные: гитарист Маркус Джиделл, знакомый русским фэнам как экс-участник Royal Hunt, клавишник Карл Вестхольм, лидер неопроговых команд Carptree и Jupiter's Society, и драммер Ларс Шёльд, тоже из Tiamat. История говорит, что изначально Эдлинг собирался позвать на роль вокалиста Микаэла Окерфельдта из Opeth, но тот решил "не распыляться", а в студии совсем кстати оказалась Дженни-Энн, жена Маркуса, спела несколько песен для демо, и музыканты поняли - вот оно, новое звучание! Да, женский вокал, скорее эстрадный и "бардовский", нежели роковый, даёт старому доброму дум-металу неожиданный поворот. После одноименного дебюта в конце 2013-го последовал сингл "All I Want" (2014), на подходе - второй альбом "Girl With The Raven Mask". Так из сайд-проекта получилась настоящая группа, не менее интересная, чем Candlemass.
В отличие от иных стоунерщиков, Avatarium никогда не будут гонять один и тот же рифф до позеленения, их конёк - эпики, где есть место развитию и разнообразию. Эта музыка хороша контрастами, игрой света и тени, в ней хватает и хороших мелодий, и вдохновенных риффов (спасибо Эдлингу), и возвышенной атмосферы... Чего нет, так это мрачности - с такой ослепительной улыбкой, как у Смит, разыгрывать томную готическую деву было бы просто невозможно. Она и не пытается, а ее движения по сцене больше напоминают занятие аэробикой... Дженни-Энн успевает еще и подыгрывать на акустической гитаре, и, как юная пионерка, отбивать ритм вместе с барабанщиком.
Еще один герой дня - Карл Вестхольм с неизбежным красным "Нордом". А вы когда-нибудь слышали в хэви-метале соло на терменвоксе? Вот мы теперь - слышали. Спасибо Карлу! Оказалось, этот тягучий визг отлично сочетается с думовыми гитарными риффами... По части риффов Маркус отлично заменил обоих гитаристов Candlemass, играл "выпукло" и вдохновенно, хотя порой, кажется, Джиделл забывает, что он уже не в Royal Hunt, и увлекается скоростными "запилами". Сами по себе его соло замечательны, но в музыке Avatarium так "мельчить", мне кажется, не очень уместно...
При всём почтении к предыдущим командам, место хэдлайнера на этом концерте было совершенно очевидно. Разница в творческой величине артистов проявляется не только по их исполнительскому уровню, а еще и по тому, как они ведут себя на сцене. Новички чаще всего находятся в плену своего образа, хорошо или не очень отыгрываемого. Настоящие музыканты - больше, чем свои роли, и на сцене могут себе позволить не изображать, а быть собой, не строить суровые лица, а просто радоваться концерту вместе с публикой. Им уже не надо добавлять к музыке ничего внешнего. Это простота, за которой стоит огромная работа...
Публика к одиннадцатому часу слегка поредела, но шведы были совершенно счастливы приемом. "Можно я заберу вас к себе домой?" - расчувствовалась певица. Увы, нельзя. Поняв это, одни пошли к выходу, другие продолжали хлопать и выпросили-таки бис, судя по всему, незапланированный - кавер-версию "In My Time Of Dying", известную всем по версии Led Zeppelin. "Это старинная песня-госпел, ее авторство неизвестно, но играли ее и Боб Дилан, и Цеппелины", - пояснила Дженни-Энн. Версия, которую начали играть сперва она вдвоем с Маркусом, затем - вся группа, была почти неузнаваемой, но не менее интересной, чем "цеппелиновская". И, как признались музыканты потом, они исполняли ее живьем первый раз. Вот так подарок!

Так что же происходит с фестивалем? Творчески это несомненная удача, Avatarium - хэдлайнер мирового уровня, и остальная программа интересна и познавательна. Но... Основная команда Лейфа Эдлинга Candlemass, еще с Мессией Марколиным у микрофона, десять лет назад собрала полный СДК МАИ. Сейчас, в клубе "Вольта", организаторы не могли сдержать депрессию - в начале зал был почти пуст, затем собралось человек от силы 250... Не любит народ клубные фестивали, - объясняют они. Вот пример - сольный концерт немецкой стёбной группы Knorkator собирает больше публики, чем "Октоберфест", на котором они играли и будут играть через пару недель. А сольный концерт близкой по жанру ретро-роковой команды Radio Moscow из Штатов собрал этим летом вдвое большую аудиторию... Выходит, люди просто не хотят "загружать голову" другими командами и слушать что-то за рамками запланированного. Все эти симптомы не новы и хорошо знакомы нам по "ИнПрогу", так что можно сочувственно покивать головой. И всё же хочется, чтобы Depressive Fest продолжался - хотя бы из чистой любви к искусству.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото - Сергей Адамович.
Благодарим Олега Коленду (Delta Mekong Concerts) за аккредитацию.
Subscribe

  • (no subject)

    Читаю, как народ ломанулся в какой-то клабхаус. Для этого нужен айфон и целая жизнь, чтобы кого-то там слушать. Что??? Люди ищут по объявлению в…

  • IR92

    А между тем у нас снова вышел номер. Оказывается, чтобы сдать журнал, нужно взять в газете отпуск на две недели - тогда это получается более-менее…

  • 45

    Выставка открыта, всё хорошо, номер газеты сдали, наконец можно чуть-чуть выдохнуть и предаться рефлексии. И ответить всем на поздравления.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments