Impaler (v_impaler) wrote,
Impaler
v_impaler

Category:

What if...

После каждого номера газеты на диске остается ворох отрывков, более длинных вариантов текстов, а то и целых интервью, которые потом приходится втаптывать в очередные 3-4 тысячи знаков. Если бы в неделе было не семь дней, а хотя бы 10, я бы занялся тем, что довёл их всех до ума. А может, и не доводил бы, а просто выкладывал как есть, потому что это тоже кусочек нашей жизни... Вот такое, например.

Оригинал взят у v_impaler в Хор Данилова монастыря: Духовное наслаждение
danchoir_2668

"Нет лишнего билетика?" - давно в городе не было слышно таких слов. В троицкой ДШИ им. Глинки в воскресенье появился целый приставной ряд - и то его оказалось недостаточно, и "безбилетники" смотрели с надеждой в приоткрытые двери зала... И такой ажиотаж вызвал не визит звёзд эстрады, а концерт Патриаршего хора Данилова монастыря.

Двенадцать фигур в полутьме, в длинных светлых облачениях, со свечами в руках. Звучит "Отче наш", огонь передается от одной свечи к другой, а свет сверху постепенно набирает силу. "Душа моя окаянная, почто спиши, почто не восстанеши?" - восклицает солист. Звучит "Музыка русской души" - именно так назвали хористы гастрольную программу этого года.

"Мы не монахи, мы светские музыканты", - сразу объяснил залу руководитель и дирижер хора Георгий Сафонов. Данилов монастырь, первый в Москве, был основан в XIII веке, и пели в нём с тех самых пор. А в середине XVIII века (наверное, всё-таки XIX, но сказано со сцены было именно так) на клирос, чтобы украсить праздники, стали приглашать певчих-мирян с музыкальным образованием. Так появился хор, признанный одним из лучших в имперской России. В 1930-м монастырь закрыли, а в 1989-м коллектив был возрождён и уже выступал в Троицке, правда, в других залах.

Первое отделение было посвящено духовным стихам. Это интересный жанр, соединивший фольклор и церковные песнопения, в нём уже есть свои "хиты", такие как прославленный версией Федорова-Старостина "Грешный человече", и вещи пока малоизвестные, которые открывает для нас Даниловский хор. После перерыва хор переходит к светской музыке в аранжировках а капелла. "Амурские волны", "Не для меня", "Вечерний звон"... "Бомм... бомм..." - перекликаются басы, и знакомая песня вдруг звучит так, словно слышишь ее впервые.

danchoir_2599

Хор выступал не в акустике, а с микрофонами для солистов и несколькими, снимавшими общий звук хора, и благодаря звукоусилению, звучал порой сокрушительно громко. Когда 12 мужских голосов врезают со всей мощи "Господи, я люблю тебя!", хочется встать по стойке смирно... Как и под завершившую концерт глинковскую "Славься". А на бис, снова церковная музыка: сербский духовный гимн "Вера вечна, вера славна". Язык другой, но понятен без перевода, а даже если нет - за него всё бы сказала мощь мужских голосов, грозная и торжественная сила песни. А ее мелодия (узнать бы, откуда она) крутится в голове до сих пор.

"...Мы желаем, чтобы ваша душа всегда оставалась в мире, покое, радости и здравии, - сказал Сафонов в завершение концерта. - Приглашаем вас на наш сайт danilovchoir.ru, оставить ваши критические замечания, отзывы и предложения. Ждем пожеланий - что вы хотели бы услышать, исполненное нашим хором, здесь, в Троицке, в нашей следующей программе, которая будет называться "По заявкам наших слушателей"."

После такого концерта нельзя было не подойти к лидеру коллектива Георгию Сафонову с несколькими вопросами...

danchoir_2656

То, что сегодня такой аншлаг - неожиданность для вас или нет?
Последнее время аншлаги в залах случаются всё реже. Обычно посещаемость - процентов 70-80, и то, мы считаем, это хорошо. Финансовый кризис влияет на людей. И нам всегда радостно, когда в таких городах, как Троицк, собирается аншлаг. Это значит, хорошо была проведена работа с людьми, во-первых. И во-вторых, люди захотели нас услышать.

Сегодня Пасха по католическому календарю. Это как-то отразилось на концерте?
Нет. Никак. Мы - православный хор и мы почти точно соблюдаем то, что положено по православному календарю. Если скоро Рождество - значит, до этого момента мы не поём рождественские песнопения. Начинаем - только после 7 января. До наступления Пасхи, нашей, православной пасхи, мы ничего такого не исполняем. Сейчас Великий пост, притом в первую и в страстную седмицу Великого поста мы не поём. Поём только во вторую, третью, четвертую, пятую и Вербную, шестую.

В первом отделении в песне "Когда молод был" упоминался дом с окном на реку Десну. Это намеренно про Троицк сказано?
Мы специально в каждом городе под реку подстраиваемся. У нас же везде есть святые места, везде есть монастыри, везде люди выстраивали себе кельи, удалялись, уходили в пустынь. Еще когда не было каменных джунглей, здесь были леса и места подходящие. Так, Сергий Радонежский ушел и устроил свою келью, вокруг него собрались и образовался монастырь. Такие же места есть и везде. И я считаю это правомочным.
Вообще, изначальные слова в этом стихе - на Дунай-реку. А мы везде заменяем: на Волгу-реку, Дон-реку... Где мы ездим, заменяем на конкретные места. Как на Десну - здесь. Почему бы нет?

Вы говорили, что духовные стихи, они же песни - интересный редкий жанр, примеры которого ищутся в архивных исследованиях...
Да. И он до конца не раскрыт. Думаю, там такое глубокое дно у этого стиля. Его изучали до нас очень многие, и в наше время изучают, и продолжают изучать, открывать новые стихи. Думаю, это неисчерпаемый источник.

danchoir_2692

У вас в первом отделении было ли что-то редкое, личное ваше, что вы сами нашли в этом источнике?
Трудно сходу сказать. Мы заимствовали многое... Исполняем стихи нашего архидиакона Романа. "Святая земля", например, номер про паломничков, который мы пели вторым, после "Отче наш". И совсем новые для нас стихи - "Когда молод был" и "На горе - на горушке". "На горе - на горушке" - это вообще плач матери, испокон веков такие песни были...

Да, очень сильное произведение... (К артисту подходит троицкий краевед Лидия Глебова с вопросом.) А аранжировщик у вас кто? Замечательные аранжировки.
Аранжировок у нас много. В основном их делаю я, занимается и мой помощник Кирилл.

Есть вещи, которые не на слуху, а есть абсолютно известные, как "Вечерний звон". Как сделать, чтобы люди их услышали словно впервые?
Создать атмосферу. Попытаться сделать так, чтобы люди оказались где-то недалеко от хорошей монастырской или храмовой колокольни. Где-нибудь вечером летним. И послушали бы спокойный перезвон. И лучше всего это делать во время Великого поста, когда нету таких красных звонов. Когда есть спокойные, постовые, глубокие звоны. Создать такую атмосферу, чтобы человек, сидя в зале, почувствовал, что он не здесь, не в зале, и это не хор поёт, а это звонят настоящие колокола. А на фоне этих колоколов он вспоминает свою жизнь. И чтобы сопереживание было. Вот тогда получится.
Не всегда этого удается достичь. Просто все знают произведение, оно действительно очень знаменитое, но тем не менее... иногда хватает за душу.

danchoir_2699

У вас одежды, рясы, если я правильно понимаю... Почему они именно белые?
Это подрясники. Они льняные. Мы специально подготовили концертное облачение для того, чтобы можно было петь широкий репертуар. Потому что в чёрных подрясниках сразу ассоциируется с монастырским хором, с клиросом, и достаточно строго всё получается. Мы пели в чёрных подрясниках, и люди приходили в недоумение, когда мы начинали петь, например, народные песни. А так мы выходим в подряснике обычном, сером, в котором священнослужители косили поля, трудились в огородах, занимались промыслами различными. Это были рабочие летние подрясники, которые к богослужению не относились.

Еще интересный факт - они окрашиваются в тот цвет, который в данный момент на сцене. То есть могут быть любого цвета.
Да-да, это тем более интересно.

Еще про визуальный образ. Есть такой раскрученный проект Gregorian... Они делают всё, что угодно, хоть Depeche Mode... А у вас есть рамки, есть понимание того, что вы можете сделать, а что - нет?
Я знаю таких. (Улыбается.) Рамки у нас есть. Мы всё-таки монастырский хор. И эстраду петь мы не беремся.

У вас на сайте написано, что вы поете в том числе и советские песни...
(Поправляет.) Песни советских композиторов. Это совершенно потрясающий стиль, страница нашего творчества. Ведь когда советские авторы создавали свои песни, в частности, Соловьев-Седой, Андрей Эшпай, Дунаевский - они, как я знаю, сидели в различных источниках и брали элементы древнего пения для своих песен. Поэтому советские песни - очень певучие, очень живучие благодаря тому, что в них заложен код этих отрывков, знаменного и других распевов. Например, Гимн России, бывший Гимн Советского Союза создан Александровым на элементах знаменного распева.
Но и мы тоже выбираем. Мы не все песни поём. Больше - патриотические, которые рассказывают о красоте нашей родины. Или те, в которых поётся о том или ином городе. Москва, Волгоград, Сталинград... Военные песни поём, советских композиторов. От этого никуда не уйдешь.

То есть вы пробуждаете в этих песнях то, что было заложено изначально.
Да. Мы показываем духовность этих песен.

А в целом, ваш концерт - духовное переживание или наслаждение красотой музыки?
Это всё вместе. Через красоту музыки, через глубину текста - духовное наслаждение.

Владимир МИЛОВИДОВ
Фото автора. Весь фотоальбом - https://www.flickr.com/photos/v_impaler/albums/72157664297936373

Subscribe

  • (без темы)

    Читаю, как народ ломанулся в какой-то клабхаус. Для этого нужен айфон и целая жизнь, чтобы кого-то там слушать. Что??? Люди ищут по объявлению в…

  • IR92

    А между тем у нас снова вышел номер. Оказывается, чтобы сдать журнал, нужно взять в газете отпуск на две недели - тогда это получается более-менее…

  • 45

    Выставка открыта, всё хорошо, номер газеты сдали, наконец можно чуть-чуть выдохнуть и предаться рефлексии. И ответить всем на поздравления.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments