Impaler (v_impaler) wrote,
Impaler
v_impaler

Categories:

Прогрессив-рэп: рождение нового жанра?



Сейчас так называемые музыкальные слушатели всё чаще высказывают мнение, что традиционные направления рока, дескать, себя изжили, зашли в тупик, а от новых артистов не дождешься ничего большего, кроме как повторения давно найденных схем. В полной мере эти обидные обвинения можно отнести и на долю прогрессив-рока. Да, слушая современные творения лидеров т.н. ретро-рока и прогметала, эти затянутые, полуторачасовые концептуальные опусы, которые, похоже, гораздо интереснее записывать, чем слушать. А ведь прогрессив - это движение вперёд, творческий поиск, желание поднять массовую музыку до уровня настоящего искусства. По крайней мере, именно в этом смысл термина "артизация", который когда-то в своей книге "Стилевые метаморфозы рока" выдвинул российский музыковед Валерий Сыров. И, похоже, существующие ныне формы рока этой артизации уже неподвластны - всё утончено до абсолюта. Но раз известные территории давно уже исследованы - значит, пора исследовать неизвестные! В этом направлении взоры музыковедов давно устремляются в сторону направлений, которые давно относятся к "низким жанрам" - таким, как блатняк, лоходэнс, рэп, сиротская песня, русский рок и чисто-конкретная музыка. Как выясняется, в каждом из этих жанров неизбежно со временем проявляется тенденция к артизации. Скажем, так называемый русский шансон - это сильно одичавший клезмер, который был "артизирован" в работах таких команд, как Alamaailman Vasarat и "Крузенштерн и Пароход". "Артизированная" танцевальная музыка становится, например, спэйс-роком. И даже рэп, как выясняется, способен порождать формы, близкие к искусству.
Рассмотрим для примера творчество одного из современных персонажей российской рэп-сцены, известного под псевдонимом Oxxxymirron, он же Мирон Фёдоров, относительно юного рэп-исполнителя, в биографии которого были и традиционные для рэпера стычки с коллегами по жанру, и работа в ларьке, и трудное детство в семье физиков-теоретиков. Сам псевдоним рэпера, искаженное "оксюморон", уже подсказывает - всё не так однозначно. И вторая студийная работа артиста, вышедший в 2015 году и выложенный для свободного скачивания альбом "Gorgorod", в полной мере подтверждает его заявку на лидерство в жанре арт-рэпа, или прогрессив-рэпа. Это недлинная - 40 минут, как и было принято в век пластинок - но глубоко проработанная концептуальная работа, где темы связаны как сюжетно, так и музыкально. Обложка диска - это классический брейгелевский образ Вавилонской башни. Вспомним еще, что "Горгорот" - это не только название норвежского гей-блэкового коллектива, но и местность в толкиновском Мордоре. А история, взятая за основу, близка к классическим концептуальным симфо-прог-опусам, таким, как "Lamb Lies Down On Broadway" Genesis и "2112" Rush, а также свежайшему и эталонному в смысле слушательского восприятия (период полузасыпания - 25 минут) альбому "The Astonishing" Dream Theater. В свою очередь, их первоосновой являются классические антиутопии, такие как "Мы" и "1984". В центре сюжета - герой-одиночка, журналист и писатель, бросивший вызов обществу. Связки между композициями выполнены в форме телефонных звонков альтер-эго героя - его подруги-менеджера, которая как бы издалека, за кадром наблюдает за его терзаниями. Есть и любовная линия - его подруга, связующая с теми, кто противостоит власти Горгорода, выступает под псевдонимом "Девочка-пи#дец", что отсылает к глубинным женским архетипам, выведенным в "генезисовском" образе Белоснежной Лилит и (сообразительный читатель сам вспомнит свои ночные кошмары). Но вместо оппозиции она приводит его... прямиком к мэру города. Диалог с ним, так напоминающим О'Брайана из "1984", и тоже оруэлловский финал, когда уже сдавшийся герой погибает от выстрела. Согласитесь, такая история смотрелась бы вполне естественно в любом прог-альбоме как 70-х, так и наших дней.
А достаточно ли прогрессивности именно музыкальной? Безусловно, тесные рамки жанра пока не позволяют автору использовать все возможности прогрессива - сквозной тематизм, разработку тем в масштабах всего альбома. По сути, это спектакль одного актёра, рэп-исполнителя. И он не ограничивается лишь привычным монотонным бубнением, кряхтением и сочувственным бормотанием. Ему подвластны резкие смены динамики, ритмического рисунка, это скорее мелодекламация, кажется, что рэпер того и гляди - запоёт! Тонкая работа со звуком, интересная ритмика, элементы симфо-рока в аранжировках дают понять - этот артист еще не достиг своего потолка. И характерно то, что даже в нынешнем виде произведения Oxxxymirron привлекают современных прогрессив-рокеров. Например, лидер московской прог-рок-группы Uphill Work Лев Ганкин исполняет кавер-версию композиции "Переплетено". Возможно, именно сейчас мы наблюдаем процесс зарождения нового жанра, и возможность посмотреть, как работает явление артизации, своими глазами - настоящий подарок для любого как так называемого музыкального журналиста. Аш назг дурбатулук! С первым апреля!
Subscribe

  • (no subject)

    Читаю, как народ ломанулся в какой-то клабхаус. Для этого нужен айфон и целая жизнь, чтобы кого-то там слушать. Что??? Люди ищут по объявлению в…

  • IR92

    А между тем у нас снова вышел номер. Оказывается, чтобы сдать журнал, нужно взять в газете отпуск на две недели - тогда это получается более-менее…

  • 45

    Выставка открыта, всё хорошо, номер газеты сдали, наконец можно чуть-чуть выдохнуть и предаться рефлексии. И ответить всем на поздравления.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments